В конце июля в рамках юридической школы клуба добряков прошел вебинар про образование детей с особенностями развития.
Во время вебинара участники задали экспертам так много вопросов, что ответить на все не хватило времени. Мы решили это исправить и разместить ответы на неохваченные вопросы на нашем портале.
1. У нас в городе на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) отказывают прописывать ассистента ребёнку с расстройством аутического спектра и умственной отсталостью, объясняя это тем, что ассистент положен только тотально слепым или неходячим детям. Насколько это правомерно?
— Это неправомерно, так как специальные условия, в том числе услуги тьютора, предоставляются на основании индивидуальных потребностей ребёнка. Если есть потребность именно в ассистенте, его услуги должны быть включены наряду с тьютором. Какого-то перечня заболеваний, ограничений здоровья для назначения тех или иных специальных средств, нет. На практике родителям можно рекомендовать до прохождения ПМПК получить заключение специалиста о том, что ребёнку необходима помощь ассистента, и предоставить его комиссии.
2. Имеют ли родители право изучить содержание адаптированной программы для своего ребенка и повлиять на него?
− Адаптированная образовательная программа утверждается образовательной организацией. Родители имеют право ознакомиться с ней, как и с другими документами, которые относятся к образованию ребёнка. Такие документы также могут быть размещены на сайте школы.
Родители могут предоставить школе свои предложения по содержанию программы, а также по реализации её при обучении ребёнка, однако, обязательным основанием для разработки программы будут всё же рекомендации, указанные в заключении ПМПК.
3. При подаче заключения ПМПК необходимо писать заявление на его исполнение. В течение года нужно предъявить его в образовательную организацию, а вообще оно действует на одну образовательную ступень (если родитель не захочет изменить образовательный маршрут)?
− Да, всё верно, в течение года можно подать заключение в образовательную организацию, оно действует на срок, который указан в заключении или до момента, пока родители не обратятся для составления нового заключения. Без согласия родителей направить ребёнка на ПМПК нельзя.
4. Могут ли перевести ребенка на домашнее обучение по причине не набора класса по данной программе?
− Обучение на дому возможно только по медицинским показаниям и по заявлению родителей (законных представителей). Перечень заболеваний установлен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Соответственно, перевести ребенка на домашнее обучение, либо принуждать к такому переводу незаконно. Если это происходит, целесообразно перевести общение с представителями школы в письменный вид: направить запрос (можно в свободной форме) о том, будут ли ребёнку оказываться образовательные услуги в учебном году. Если вы получите письменный ответ о том, что такие услуги оказываться не будут, его можно в дальнейшем использовать как доказательство неправомерных намерений школы при обращении в органы управления образования, прокуратуру, суд. Конечно, получение положительного ответа от школы о том, что услуги будут оказываться вряд ли можно назвать гарантией того, что неофициальное попытки вынудить вас перевести ребёнка на обучение на дому будут прекращены, однако, наличие письменного положительного ответа точно не будет лишним и на него всегда можно будет сослаться.
5. Если у ребенка есть заключение о надомном обучении есть, но мама против этого, можно ли не давать хода этому заключению и остаться в учебном заведении?
− Поскольку для обучения на дому необходимо письменное заявление родителей, сама по себе медицинская справка не является основанием для перевода ребёнка на обучение на дому. Кроме того, справка − медицинский документ, предоставлять который третьим лицам, в том числе образовательной организации, могут только сами родители.
6. Если ребенок в этом году обучается один по определенной программе, должен ли формироваться класс из одного человека? Какие ещё есть варианты организации обучения?
− Конкретные варианты организации обучения могут быть предложены самой школой, в том числе, возможно обучение в классе с обучающимися без ОВЗ – с согласия родителей. Первостепенное значение имеет практическая реализация адаптированный образовательной программы с учётом всех индивидуальных потребностей ребёнка и его психологического комфорта.
7. Какие сейчас действуют нормы академических часов в неделю для учащихся надомного обучения?
− При обучении на дому составляется индивидуальный учебный план, который утверждается школой и содержит, в том числе, количество часов. В Санкт-Петербурге, например, есть также Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30 октября 2013 года № 2525-р «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому», в котором есть примерные учебные планы обучающихся на дому с количеством часов в неделю.
Количество часов зависит от программы и индивидуальных потребностей обучающегося и должно соответствовать стандартам и правилам. Например, в приведённом выше распоряжении указано следующее: «2.5. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации».
Можно посмотреть аналогичный нормативный акт вашего региона и локальные нормативные акты, размещённые на сайте школы.
8. Сколько действует заключение ПМПК, если на нем нет даты окончания действия для программы умственно отсталого ребенка? Имеют ли право выгонять на перепрохождение ПМПК после второго класса?
− В Приказе Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» указано, что «заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания». Поскольку вы предоставили заключение в школу в течение этого срока, и школа начала обучение вашего ребёнка, пересматривать заключение каждый год нет необходимости. «Выгонять» ребёнка администрация школы, конечно, не имеет права, как и направить на ПМПК без письменного согласия родителей. Если родитель не подпишет заявление о прекращении обучения в этой школе, юридически школа ничего не сможет сделать, она должна будут продолжить обучение ребёнка на основании действующего заключения ПМПК.
9. Если ребенок не «берет» шрифт Брайля при помощи имеющихся технических средств реабилитации (планшет, грифель), можно пробовать дать ему этот шрифт на машинке. Правомерно, если просят купить машинку на свои, родительские, средства? Проще же школе списать на неспособность ребенка, чем тратиться на ТСР.
При реализации адаптированной образовательной программы в школе должны быть обеспечены соответствующие материально-технические условия. Требования к таким условиям установлены в федеральном стандарте (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Так, в частности, учебные помещениях для слепых детей должны быть оснащены «брайлевскими печатными машинками (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю» (п. 3.6. раздела «Требования к условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся»).
Таким образом, вы можете требовать предоставления указанных средств в рамках обязанности организации обеспечить материально-технические условия реализации адаптированной образовательной программы для вашего ребёнка. Можно обратиться с соответствующим письменным требованием к руководителю школы. В случае, если предоставляемые школой средства технически непригодны, также можно требовать их замены на пригодные. Отказ школы оборудовать класс всех необходимым для обучающихся с теми или иными особенностями при наличии соответствующих заключений ПМПК, адаптированной образовательной программы является основанием для жалоб в органы управления образованием, прокуратуру, суд.
10. Если качество тьютора не устраивает родителя, может ли мама быть тьютором только своему ребенку, и на какой основе?
− Тьютор должен иметь педагогическое образование и соответствующие компетенции. Предоставить обучающимся с ОВЗ качественные услуги тьютора –обязанность образовательной организации. Если качество услуг не устраивает родителя, можно обратиться с заявлением к руководителю. В заявлении указать факты, которые свидетельствуют о некачественном исполнении тьютором своих обязанностей, по возможности указать, чем это подтверждается.
Требовать каким-то образом оформить отношения с мамой ребёнка в качестве тьютора можно, только если школа согласна на такой вариант. Если эта идея подходит и маме ребёнка, и школе, соответствующие отношения, в том числе, объём работы будут регулироваться трудовым договором и должностной инструкцией.
11. Может ли школа настаивать на изменении программы обучения при смене диагноза лечащего врача?
− Нет, сам по себе диагноз не является основанием для изменения программы. Более того, диагноз относится к сведениям, составляющим медицинскую тайну, которые могут предоставляться только законными представителями ребёнка (есть так же ряд конкретно описанных в статье 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» условий, когда такие сведения могут предоставляться и другим лицам, например, правоохранительным органам или суду), произвольное распространение этих сведений незаконно.
Если есть потребность пересмотра действующего заключения ПМПК или первичного прохождения комиссии для создания специальных условий, родитель ребёнка может обратиться в ПМПК. Принуждать к прохождению комиссии или отказывать в обучении ребёнка на основании смены диагноза образовательная организация не имеет права. Если это происходит, нужно фиксировать такие факты и обращаться с жалобой в органы управления образованием, прокуратуру или в суд.
Вы вправе требовать прекратить любое давление с указанием на его незаконность. В зависимости от характера отношений между вами и школой это можно делать письменно или устно. Первый вариант может быть необходим в случае, если школа настаивает на своём и намерена этого добиваться, а второй, устный, подойдёт тогда, когда со школой можно выстроить конструктивный диалог.
Во время вебинара участники задали экспертам так много вопросов, что ответить на все не хватило времени. Мы решили это исправить и разместить ответы на неохваченные вопросы на нашем портале.
1. У нас в городе на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) отказывают прописывать ассистента ребёнку с расстройством аутического спектра и умственной отсталостью, объясняя это тем, что ассистент положен только тотально слепым или неходячим детям. Насколько это правомерно?
— Это неправомерно, так как специальные условия, в том числе услуги тьютора, предоставляются на основании индивидуальных потребностей ребёнка. Если есть потребность именно в ассистенте, его услуги должны быть включены наряду с тьютором. Какого-то перечня заболеваний, ограничений здоровья для назначения тех или иных специальных средств, нет. На практике родителям можно рекомендовать до прохождения ПМПК получить заключение специалиста о том, что ребёнку необходима помощь ассистента, и предоставить его комиссии.
2. Имеют ли родители право изучить содержание адаптированной программы для своего ребенка и повлиять на него?
− Адаптированная образовательная программа утверждается образовательной организацией. Родители имеют право ознакомиться с ней, как и с другими документами, которые относятся к образованию ребёнка. Такие документы также могут быть размещены на сайте школы.
Родители могут предоставить школе свои предложения по содержанию программы, а также по реализации её при обучении ребёнка, однако, обязательным основанием для разработки программы будут всё же рекомендации, указанные в заключении ПМПК.
3. При подаче заключения ПМПК необходимо писать заявление на его исполнение. В течение года нужно предъявить его в образовательную организацию, а вообще оно действует на одну образовательную ступень (если родитель не захочет изменить образовательный маршрут)?
− Да, всё верно, в течение года можно подать заключение в образовательную организацию, оно действует на срок, который указан в заключении или до момента, пока родители не обратятся для составления нового заключения. Без согласия родителей направить ребёнка на ПМПК нельзя.
4. Могут ли перевести ребенка на домашнее обучение по причине не набора класса по данной программе?
− Обучение на дому возможно только по медицинским показаниям и по заявлению родителей (законных представителей). Перечень заболеваний установлен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Соответственно, перевести ребенка на домашнее обучение, либо принуждать к такому переводу незаконно. Если это происходит, целесообразно перевести общение с представителями школы в письменный вид: направить запрос (можно в свободной форме) о том, будут ли ребёнку оказываться образовательные услуги в учебном году. Если вы получите письменный ответ о том, что такие услуги оказываться не будут, его можно в дальнейшем использовать как доказательство неправомерных намерений школы при обращении в органы управления образования, прокуратуру, суд. Конечно, получение положительного ответа от школы о том, что услуги будут оказываться вряд ли можно назвать гарантией того, что неофициальное попытки вынудить вас перевести ребёнка на обучение на дому будут прекращены, однако, наличие письменного положительного ответа точно не будет лишним и на него всегда можно будет сослаться.
5. Если у ребенка есть заключение о надомном обучении есть, но мама против этого, можно ли не давать хода этому заключению и остаться в учебном заведении?
− Поскольку для обучения на дому необходимо письменное заявление родителей, сама по себе медицинская справка не является основанием для перевода ребёнка на обучение на дому. Кроме того, справка − медицинский документ, предоставлять который третьим лицам, в том числе образовательной организации, могут только сами родители.
6. Если ребенок в этом году обучается один по определенной программе, должен ли формироваться класс из одного человека? Какие ещё есть варианты организации обучения?
− Конкретные варианты организации обучения могут быть предложены самой школой, в том числе, возможно обучение в классе с обучающимися без ОВЗ – с согласия родителей. Первостепенное значение имеет практическая реализация адаптированный образовательной программы с учётом всех индивидуальных потребностей ребёнка и его психологического комфорта.
7. Какие сейчас действуют нормы академических часов в неделю для учащихся надомного обучения?
− При обучении на дому составляется индивидуальный учебный план, который утверждается школой и содержит, в том числе, количество часов. В Санкт-Петербурге, например, есть также Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30 октября 2013 года № 2525-р «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому», в котором есть примерные учебные планы обучающихся на дому с количеством часов в неделю.
Количество часов зависит от программы и индивидуальных потребностей обучающегося и должно соответствовать стандартам и правилам. Например, в приведённом выше распоряжении указано следующее: «2.5. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации».
Можно посмотреть аналогичный нормативный акт вашего региона и локальные нормативные акты, размещённые на сайте школы.
8. Сколько действует заключение ПМПК, если на нем нет даты окончания действия для программы умственно отсталого ребенка? Имеют ли право выгонять на перепрохождение ПМПК после второго класса?
− В Приказе Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» указано, что «заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания». Поскольку вы предоставили заключение в школу в течение этого срока, и школа начала обучение вашего ребёнка, пересматривать заключение каждый год нет необходимости. «Выгонять» ребёнка администрация школы, конечно, не имеет права, как и направить на ПМПК без письменного согласия родителей. Если родитель не подпишет заявление о прекращении обучения в этой школе, юридически школа ничего не сможет сделать, она должна будут продолжить обучение ребёнка на основании действующего заключения ПМПК.
9. Если ребенок не «берет» шрифт Брайля при помощи имеющихся технических средств реабилитации (планшет, грифель), можно пробовать дать ему этот шрифт на машинке. Правомерно, если просят купить машинку на свои, родительские, средства? Проще же школе списать на неспособность ребенка, чем тратиться на ТСР.
При реализации адаптированной образовательной программы в школе должны быть обеспечены соответствующие материально-технические условия. Требования к таким условиям установлены в федеральном стандарте (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Так, в частности, учебные помещениях для слепых детей должны быть оснащены «брайлевскими печатными машинками (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю» (п. 3.6. раздела «Требования к условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся»).
Таким образом, вы можете требовать предоставления указанных средств в рамках обязанности организации обеспечить материально-технические условия реализации адаптированной образовательной программы для вашего ребёнка. Можно обратиться с соответствующим письменным требованием к руководителю школы. В случае, если предоставляемые школой средства технически непригодны, также можно требовать их замены на пригодные. Отказ школы оборудовать класс всех необходимым для обучающихся с теми или иными особенностями при наличии соответствующих заключений ПМПК, адаптированной образовательной программы является основанием для жалоб в органы управления образованием, прокуратуру, суд.
10. Если качество тьютора не устраивает родителя, может ли мама быть тьютором только своему ребенку, и на какой основе?
− Тьютор должен иметь педагогическое образование и соответствующие компетенции. Предоставить обучающимся с ОВЗ качественные услуги тьютора –обязанность образовательной организации. Если качество услуг не устраивает родителя, можно обратиться с заявлением к руководителю. В заявлении указать факты, которые свидетельствуют о некачественном исполнении тьютором своих обязанностей, по возможности указать, чем это подтверждается.
Требовать каким-то образом оформить отношения с мамой ребёнка в качестве тьютора можно, только если школа согласна на такой вариант. Если эта идея подходит и маме ребёнка, и школе, соответствующие отношения, в том числе, объём работы будут регулироваться трудовым договором и должностной инструкцией.
11. Может ли школа настаивать на изменении программы обучения при смене диагноза лечащего врача?
− Нет, сам по себе диагноз не является основанием для изменения программы. Более того, диагноз относится к сведениям, составляющим медицинскую тайну, которые могут предоставляться только законными представителями ребёнка (есть так же ряд конкретно описанных в статье 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» условий, когда такие сведения могут предоставляться и другим лицам, например, правоохранительным органам или суду), произвольное распространение этих сведений незаконно.
Если есть потребность пересмотра действующего заключения ПМПК или первичного прохождения комиссии для создания специальных условий, родитель ребёнка может обратиться в ПМПК. Принуждать к прохождению комиссии или отказывать в обучении ребёнка на основании смены диагноза образовательная организация не имеет права. Если это происходит, нужно фиксировать такие факты и обращаться с жалобой в органы управления образованием, прокуратуру или в суд.
Вы вправе требовать прекратить любое давление с указанием на его незаконность. В зависимости от характера отношений между вами и школой это можно делать письменно или устно. Первый вариант может быть необходим в случае, если школа настаивает на своём и намерена этого добиваться, а второй, устный, подойдёт тогда, когда со школой можно выстроить конструктивный диалог.